7 известных художников — дизайнеров
Успешные коллаборации последних лет отмечены не только союзом разнокалиберных марок, но и привлечением именитых художников. Мода на интеллект вернула интерес крупных компаний к искусству. LOUIS VUITTON совместно с Джеффом Кунсом выпускает коллекцию сумок с принтами знаменитых картин, а Dr Martens переносит работы Уильяма Блейка, Уильяма Хогарта и Иеронима Босха на свои классические модели. Марина Абрамович разрабатывает дизайн фарфора для Bernardaud, и шарфы для Pineda Covalin. KAWS работает над футболками для Uniqlo и кроссовками для Nike, Vans, DC, BAPE.





Однако это не первые попытки коммерции заигрывать с вечным. Вспоминаем художников, не стеснявшихся союза таланта и коммерции.
Анри де Тулуз-Лотрек
Родившись в состоятельной семье, Тулуз-Лотрек не побоялся пойти против воли своих родителей и стать художником. Однако его привлекали не абстрактные философские идеи или природа, а земные женщины из плоти и крови. Воспев красоту танцовщиц Мулен-Ружа в своих работах, Тулуз-Лотрек стал всемирно известным, несмотря на то, что оплатой за гениальные афиши были еда, ночлег и пропуск на шоу.


Альфонс Муха
Чешскому художнику уже посвящалась отдельная статья. Стоит напомнить, что путь к признанию лежал через меню, визитные карточки, афиши и рекламные плакаты. Даже в таких скучных и рутинных проектах, Альфонс Муха воплощал свои смелые идеи. Заработав имя и получив финансовую независимость, художник мог выбирать проекты по своему вкусу: серия огромных живописных полотен о славянах или дизайн банкнот.


Эрте
Выходец из России, Роман Петрович Тыртов, был представителем старинного дворянского рода. После 18-летия юноша отправился в Париж с твердой целью стать художником. Родители затею не поддержали и финансовую помощь не оказывали. Роман Петрович вместо возвращения домой решил найти работу иллюстратором и взять псевдоним. Так он начал работать у Поля Пуаре, создавая эффектные эскизы нарядов для новых коллекций. Всего через 2 года Эрте вышел из тени своего наставника и получил интересные предложения. Его приглашают работать в Голливуд и создавать обложки для Harper's Bazaar и VOGUE. Перфекционист Эрте тщательно работал над каждым проектом, в результате чего выполненные им обложки журналов стали рассматривать как отдельный вид искусства. В 1970-х Эрте был награжден французским Орденом Искусств и литературы, а в 2016 году прошла крупная выставка его работ в Эрмитаже. Так талант иллюстратора признали во всем мире и в родной России.


Сальвадор Дали
Гений сюрреализма любил не только искусство, но и материальный достаток. Поэтому в списке его работ можно встретить этикетку Chupa-Chups (используемую до сих пор), логотип для Евровидения 1969 года и этикетку вина Chateau Mouton Rothschild. Кроме этого, по эскизам Сальвадора Дали создавались ювелирные украшения, аксессуары и мебель для дома.


Нико Пиросмани
Подробно о примитивисте Пиросмани мы писали отдельно. Нико Пиросмани выполнял вывески и картины для духанов в родной Грузии. Несмотря на наивный стиль в живописи и частые грамматические ошибки, вывески Пиросмани сегодня рассматриваются как шедевры искусства и выставляются в лучших музеях мира. К сожалению, при жизни Пиросмани не удалось получить признания, и художник умер в нищете от простуды и голода.

Александр Михайлович Родченко
Родченко был не просто другом Маяковского, а настоящим новатором в искусстве. Созданные в тандеме рекламные плакаты для молодой страны советов до сих пор являются объектами вожделения коллекционеров по всему миру. Творческая пара Родченко - Маяковский скромно называла себя «реклам-конструкторами». Маяковский отвечал за слоганы, а Родченко за визуальную часть. Кроме рекламных плакатов Родченко успевал заниматься живописью, оформительством, театром и кино. Удивительно, что даже реклама сосок в исполнении Александра Родченко - яркое воплощение советского авангарда.



Энди Уорхол
Уорхол перевернул подход к искусству и коммерции. Созданная художником творческая студия была названа фабрикой и производила шедевры, вдохновленные миром массовых и утилитарных вещей: бутылками кока-колы, банками с супом и прочим... Логово художника перестало быть похожим на аскетичную келью философа, студия Энди Уорхола была полна гостей и грохотала от непрекращающейся тусовки богемы. При этом производство, как и в настоящей фабрике, было поставлено на поток. Уорхол много размышлял о связи коммерции с искусством и несмотря на критику его работ и череду скандалов, связанных с фабрикой, стал популярным художником еще при жизни. Несмотря на предположения скептически настроенных критиков, картины Уорхола по-прежнему обсуждаются и хорошо продаются.




Назло А.С. Пушкину, писавшему: «В одну телегу впрячь не можно/ Коня и трепетную лань.», многие художники успешно реализуют себя в чисто коммерческих проектах. Одни при этом стремятся получить гонорар с которым не страшно придаться свободным творческим изысканиям, а другие не дожидаясь подходящих условий полностью погружаются в имеющиеся проекты. В любом из этих вариантов стоит оставаться верным не только заключенному договору, где прописаны требования заказчика, но и самому себе, что порой оказывается самым сложным.