Примитивизм Нико Пиросмани
Примитивизм стоит особняком в мире искусства. Сопоставление картин художников с рисунками племянника в детском саду—самая очевидная реакция на такое искусство. Впрочем, отбросив снобизм и обнажив сердце можно получить кое-что совершенно особенное. Впечатления, полученные от наивных картин, порой ярче и острее чем контакт с великими образцами академизма. Один из самых прославленных примитивистов—Николай Пиросманашвили. На его примере попробуем понять, как достигается сильный эффект «простыми» приемами.
Немного биографии
Нико Пиросмани грузинский художник, жизнь которого плотно переплетена с вымыслом и легендами. Искусствоведы даже не знают, когда точно он родился, потому что документы не сохранились, а сам Нико Пиросмани не любил много говорить о себе. Не получив системного образования, всё же научился читать и писать по-грузински и по-русски. Часто меняя место работы (типография, молочная лавка, железная дорога), Пиросмани все-таки находил время и средства писать картины. Постепенно Пиросмани оставил всякую другую работу и стал выполнять заказы владельцев кафе или духанов. Пиросмани выполнял вывески, расписывал стены и окна заведений за деньги и еду.
В 1912 году русские футуристы заметили работы Пиросмани и купили у него готовые картины, чтобы выставить их в Москве. Популярность работ Пиросмани росла, его даже включили в тбилисское «Общество поощрения художников» и стали выставлять картины. Однако сухой закон 1914 года лишил Пиросмани заказов, и художник умер в 1918 году в результате истощения и переохлаждения, так как жил в сыром подвале без средств к существованию. После смерти Нико Пиросмани его популярность растет и уже через 10 лет начинаются серьезные научные изыскания его творчества. Картины Пиросмани тогда все еще можно было найти в старых кафе Тбилиси и спасти от гибели. Невероятно, что в дешевых питейных заведениях небрежно хранились работы, которые сегодня стоят миллионы. В 2016 году «Косуля у ручья» на аукционе Sotheby's в Лондоне была продана за 629 тысяч фунтов (около 916 тысяч долларов). А годом ранее, «Арсенальная гора ночью» была продана аукционным домом Christie's за 963 тысячи фунтов (1,5 миллиона долларов).
Много работая с коммерческими (вывески для духанов и росписи кабаков) и личными проектами, Нико Пиросмани анализировал свои работы и удачные приемы впоследствии повторял. Благодаря этому многие искусствоведы считают, что художника нельзя относить к примитивистам, скорее он ближе к новейшим для того времени европейским движениям в искусстве.
Цвет
Знаменитый черный цвет в картинах Пиросмани появляется благодаря тому, что основой для картин часто служит клеенка черного цвета. Часто можно прочесть о том, что художник брал обычную клеенку со столиков кафе, для которых выполнял вывески. Это удачно подходит образу бедного художника, однако не соответствует действительности. Пиросмани осознанно экспериментировал, используя холст, линолеум, клеенку и картон. В поддержку этого мнения говорит примерно равная стоимость данных материалов. Пиросмани остановился на клеенке, потому что понял, что ее черный однородный цвет можно удачно использовать. Он писал не черными по белому, а наоборот, белым по-черному. Полностью грунтуя порой черную плоскость клеенки, менял плотность слоя и создавал необходимую форму рельефа.
Шрифт
Прикладная задача вывески подразумевала информативность и наличие слов. Однако Нико Пиросмани, включая текст в свои работы, делает их органичной частью. Несмотря на частые грамматические ошибки в этих коротких фразах и сокращения вне норм русского языка, есть целые научные труды, посвященные тексту на картинах Пиросмани, доказывающие, что это не просто надписи. Он не использует контрастные цвета и не закрывает фигуры надписью, а деликатно вписывает буквы в свободное пространство, оставляя главную роль изображению, а не тексту. Так слово лимонад на вывеске не случайно подкреплено обилием лимонов на заднем фоне картины.
Фактура
Фактура клеенки не видна на репродукциях работ. Однако если рассматривать картины в музее,становится очевидным ее важная роль. Изучая картину «Кабан» кажется, что видишь грубую кожу дикого животного. В картинах с застольем грузинских мужчин фактура голого фона с мелкими трещинками и неровностями тоже уместна для образа суровых мужчин. В женским и детских портретах, Пиросмани всегда скрывает грубость фона, выбирая для этого светлую краску.
Сегодня талант Пиросмани ценят не только в родной Грузии, а по всему миру. Его работы украшают лучшие музеи мира, а богатейшие коллекционеры охотятся за его картинами. О нем пишут песни и стихи, снимают фильмы и ставят спектакли. И все это на основе только единственных достоверных материалов: его картин. Такие простые и грубые, они вдохновляют и волнуют уже больше ста лет тех, кто готов смотреть и видеть.
#историядизайна #историяискусств #биография #вывески