Новая волна типографики

· · 5513

Полгода назад уже писали о международном швейцарском стиле. Удобный, информативный, строгий и универсальный, он прочно занял свое место в мире дизайна. Однако, ничто не вечно под луной, и швейцарский стиль подвергся переосмыслению пришедшими поколениями. Так появилась новая волна типографики или швейцарский панк. Причем трансформация началась там, где все начиналось (в Швейцарии) и даже с участием тех же действующих лиц. Обо всем по порядку.

История

В 60-х годах молодой дизайнер Вольфганг Вайнгарт ежедневно работал со швейцарским стилем в типографии. Он составлял необходимые тексты вручную, используя металлический набор. Постепенно Вайнгарт начал экспериментировать.

Вольфганг Вайнгарт

Вольфганг Вайнгарт

Изменяя межстрочный интервал и размер шрифта, молодой работник типографии исследовал полученное изображение. Доходя до границы читаемости слов и анализируя свои ощущения, молодой Вольфганг понял, что даже строгая и регламентированная работа типографа может быть искусством. Вольфганг Вайнгарт оставил рутинную работу в типографии и отправился в Kunstgewerbeschule, Базельскую школу искусства и дизайна, чтобы углубиться в свои творческие эксперименты не только с энтузиазмом, но и с хорошей подготовкой. Его преподавателями стали именно те люди, которые придумали международный швейцарский стиль — Эмиль Руден и Армин Хофманн. Говорят, Вайнгарт был не слишком послушным учеником и часто игнорировал советы старших по цеху, предпочитая искать свой стиль. Однако упрямый молодой человек оказался не очередным своенравным бунтарем. Вайнгарт основал востребованное дизайнерское бюро, реализующее его смелые идеи. Оформлял журналы, афиши и обложки. А в 1968 и вовсе стал преподавателем Базельской школы искусства и дизайна, где и сегодня передает студентам выработанные им принципы новой волны.

Вольфганг Вайнгарт

Вольфганг Вайнгарт

Вольфганг Вайнгарт

Вольфганг Вайнгарт

Вольфганг Вайнгарт

Вольфганг Вайнгарт

Последователи

Такой солидный стаж преподавания конечно плодотворно сказался для швейцарского панка. Даниэль Фридман, Эйприл Грейман и Вилли Кунц, ученики Вольфганга Вайнгарта, стали независимыми звездами в этом стиле.

Дэн Фридман привез полученные в Базеле идеи домой, в США, и преподавал их в Йельском университете. Он деликатнее всех подошел к урокам Вайнгарта, что не мешало ему смело обращаться с текстом и изображением.

Даниэль Фридман Афиша

Даниэль Фридман Афиша

Дэн Фридман

Дэн Фридман

Фридман. Плакат для Йельского симфонического оркестра

Фридман. Плакат для Йельского симфонического оркестра

Дэн Фридман. Обложка журнала Typografische

Дэн Фридман. Обложка журнала Typografische

Дэн Фридман

Дэн Фридман

Эйприл Грейман, прозванная «королевой новой волны», удачно продолжала дело своего преподавателя с использованием новейших возможностей, компьютерной техники. В ее работах текст совмещается с изображением, нередко с использованием ярких цветов.

Эйприл Грейман

Эйприл Грейман

Эйприл Грейман

Эйприл Грейман

Эйприл Грейман

Эйприл Грейман

Эйприл Грейман

Эйприл Грейман

Эйприл Грейман

Эйприл Грейман

Эйприл Грейман

Эйприл Грейман

Вилли Кунц работал не только в стерильно творческой среде, но и в чисто коммерческих заказах. Например, его лаконичный логотип для Merit по-прежнему используется компанией.

Вилли Кунц. Лого и оформление заправочных станций компании Merit, США, 1971

Вилли Кунц. Лого и оформление заправочных станций компании Merit, США, 1971

Особенности

Швейцарский панк — прежде всего бунт против правил. Однако в любом бунте есть элементы системы. Главные элементы новой волны:

1) Неочевидная разбивка;

Модульная сетка в новой волне свободно перемещается в пространстве, однако все-таки сохраняется, хотя бы фрагментарно.

2) Вариации с межбуквенным интервалом и интерлиньяжем;

Именно такие эффектные эксперименты Вольфгана Вайнгарта переросли в новую волну. Поэтому не стоит отказываться от них и сейчас.

3) Множество акцентов;

Часто нет очевидного композиционно центра. Множество локальных точек одновременно тянут одеяло на себя, создавая единую гармоничную композицию

4) Рваный край;

Частый гость в швейцарском панке, рваный край, может быть у букв, фотографий и любой другой области.

5) Связь со средой и смешение жанров;

Новая волна хорошо решает многие задачи за счет своей гибкости и восприимчивости к новым тенденциям. Она будет хорошо работать, даже если смешаете ее с чем-то еще.

6) Активная работа со шрифтом;

Вайнгарт любил повторять, что видит шрифты, как свободно разговаривающие рисунки. Поэтому выбор шрифтов и работа с ними большая часть всей работы.

7) Незавершенность;

Несмотря на кажущийся хаос, часто остается свободное пространство. Оно придает легкость работе.

Швейцарский панк все-таки остается швейцарским, поэтому он имеет отсылки к своему родоначальному стилю. На практике его не перепутаешь с остальными, он очевидно строже расслабленного гранжа, информативнее минимализма и серьезнее дадаизма

Новая волна отлично подходит для оформления материалов, связанных с искусством и творчеством: обложки журналов, плакаты выставок, концертов и фестивалей… Швейцарский панк превратит процесс передачи информации о творчестве уже в контакт с искусством, очерчивая своим появлением порядок мероприятия или организации.

Сегодня

Часто новую волну относят к истокам плоского стиля. Впрочем, швейцарский панк не вымер. Он органично существует и самостоятельно, насколько это возможно, в чистом виде. Его особенности работают в нужном для интернет пространства направлении, они лаконичны и информативны, но в тоже время привлекают внимание и остаются в памяти смотрящего.

Швейцарский панк сегодня. Афиша

Швейцарский панк сегодня. Афиша

Швейцарский панк сегодня Оформление книги от ABCdesign

Швейцарский панк сегодня Оформление книги от ABCdesign

Швейцарский панк сегодня. Оформление книги от textandpictures

Швейцарский панк сегодня. Оформление книги от textandpictures

Швейцарский панк сегодня. Оформление книги от ABCdesign

Швейцарский панк сегодня. Оформление книги от ABCdesign

#историядизайна #новаяволна #швейцарскийпанк #швейцарскийстиль #типографика

2

подписаться

Чтоб оставить комментарий нужно войти или зарегистрироваться