Дадаизм всем и каждому
Из многих известных новаторских измов, появившихся в конце XIX – начале XX веков, дадаизм сегодня менее всего известен и понятен. Предвестник сюрреализма, философское движение «сигнал тревоги против разрушения ценностей», «игра шута с безделицей» — все это он.
Вопрос "что есть Дада?" - бездарный и школьный... Дада нельзя понять. Дада надо пережить.
— Рихард Хюльзенбек.
Строгое и лаконичное определение дадаизму (дада) найти нельзя, это противоречит его сути. В манифесте, написанном создателями в 1918 году говориться так: «Слово дада символизирует самое что ни на есть примитивное отношение к окружающей действительности». Один из основоположников направления, Тристан Тцара писал, что дада в разных языках имеет разное значение, но всегда нечто совершенно бессмысленное, поэтому оно и стало самым удачным названием для всего течения. Если вы предпочитаете конкретные слова, то для дада это: хаос, абсурд, ирония и авангард.
Дада — это нонконформистский дух, который существует во все времена в каждый период, потому что человек — это человек.
— Марсель Дюшан.
Появившись в Цюрихе 1916 года в маленьком «кабаре Вольтера», дада стал результатом философских споров богемы, пацифистов и уклонистов. Стекаясь со всей Европы в нейтральную Швейцарию и обдумывая ужас Первой мировой войны, они пришли к выводу, что европейская культура с ее строгой логикой и существующим институтом искусств привела к мировой войне, а значит она не правильная. При этом дада не создавал свою программу действий и правил, в отличие от других течений, объясняя это так: «дадаисты терпеть не могут милитаристский дух футуризма. Да, мы разрушители, но пацифисты и анархисты: свобода во всем и от всего, и никаких авторитетов.» Дадаисты писали стихи, пели их на манер молитв, устраивали первые перформансы, создавали скульптуры, картины и конечно плакаты.
Последние занимали важнейшее место. Постепенно дадаизм распространился по Европе и появились три школы дада плаката: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.
В Цюрихе плакат делали доверяя случаю. Одни брали элементы из мешка в слепую, другие делали упор на случайность композиции, бросая составные части коллажа на картон, приклеивая их там, куда они попали.
В Берлине работая с плакатом художники называли себя фотомонтажниками, чтобы подчеркнуть свою близость с простыми рабочими. На плакате они собирали коллаж из фото и слов, часто можно было увидеть отсылки к актуальным политическим событиям.
В Кельне и Ганновере коллаж воспринимали не как опыты со случаем или возможность политического анализа, а как тонкое поэтическое произведение, не лишенное романтизма.
В 1922 году интерес к дадаизму стал угасать и один из его основоположников объявляет о смерти дадаизма, более того в 1924 году некоторые бывшие дадаисты заявили о поглощении дада сюрреализмом… Но мы-то знаем, что дада есть всегда, наверное, поэтому в 2016 году по всему миру масштабно отмечали столетие дадизма, а в маленьком цюриховском «Кабаре Вольтера» снова можно собраться и поговорить о искусстве и жизни.
Умер или нет?
Кроме современного неодадаизма есть художники, верные классическому дада.
Ирландская художница Лола Дюпре (Lola Dupre) работает с дадаизмом, создавая независимое искусство. Она вручную создает коллажи из разрезанных фотографий, моделируя изображение заново.
Почему бы не применить идеи дада в современном графическом дизайне. Попытки совместить отдельные несвязанные элементы в один объект или композицию могут прекрасно выглядеть в коммерческих работах. Для рекламной кампании Carven SS 2014 были созданы именно такие коллажи, но уже используя не клей и ножницы, а Photoshop и Lightroom.
Но это не все. По примеру Марселя Дюшана можно переосмыслить вошедшие в анналы истории художественные объекты. Подрисовав Моне Лизе усы вы создадите новый шедевр дадаизма. Такой прием использования шедевров живописи в рекламных целях не нов, его активно используют.
Однако, используя такую обманчиво легкую в реализации идею, дизайнер очень рискует. Во-первых, консервативно настроенная аудитория вряд ли воспримет результат положительно, а во-вторых, в неумелых руках это обернется китчем. Впрочем, как говорил Тристан Тцара «дада принадлежит всем и каждому», а значит не стоит бояться работать с ним.
#историядизайна #дадаизм #коллаж