Мода меняется, гранж остается
Появление
Один из китов мира стиля, моды и красоты, снова и снова возвращающийся на вершины пристрастий дизайнеров —гранж. Свергнув роскошные и самодовольные 80-е, гранж ворвался в мир вместе с рок музыкантами. Сформировавшаяся в 80-х в американском Сиэтле андеграундная сцена обрела название благодаря письму музыканта Марка Арма (GreenRiver, Mudhoney). В 1981 году он отправил в журнал материалы о своей группе Mr. EppandtheCalculations и характеризовал творчество так: «Полная грязь (grunge)! Полнейший шум! Полное дерьмо!» В последствии слово подхватили и растиражировали чтобы дать имя этому новому явлению.
В 1993 Марк Джэйкоб вывел гранж из улиц в мир большой моды. Не смотря на то, что модные критики писали о показе как о шествии разодетых бомжей, гранж было не остановить. Он, подобно вирусу, зародившись в музыке, проник во все сферы искусства. Только в нулевых прививка от гранжа была найдена — гламур, которая, впрочем, не справилась с новым штаммом — нео-гранжем 10-х, свирепствующим сегодня.
Гранж в типографике
Типографика не стала исключением из мира искусств. Передовые экспериментаторы использовали личные впечатления, полученные в мире музыки и моды, чтобы применить их в оформлении журналов. Феномен журнала «RayGun» (1992-1995) под руководством Дэвида Карсона позволил получить дизайнеру прозвище «Паганини типографики». Журнал, посвященный альтернативной музыкальной среде требовал соответствующего оформления. Отказ от модульной сетки, непохожие друг на друга развороты, свобода образов сделали журнал культовым. Однако в 2000 году, через 5 лет после ухода Карсона, журнал закрылся, не вписавшись в стилистику нового времени.
Главное правило —никаких правил
Смысл, цвет, текстура, шрифты и детали — вот о чем стоит думать, используя гранж в визуальном искусстве. Какие правила в стиле отрицающем правила? Довольно простые:
Смысл. Гранж —эффектный стиль, но только в оправданных областях. Появившись, как течение людей особенного круга, гранж должен сохранить смысловую нагрузку, не становясь только декоративной ширмой. Всегда стоит задумываться об уместности этого стиля для конкретной задачи. Тогда гранж будет работать.
Цвета. Используйте только приглушенные, плотные, матовые и темные цвета. Основой служит черный, коричневый и серый.
Текстура. Источник вдохновения для гранжа — сочетание необычных структур. Вспоминая музу Курта Кобейна — Кортни Лав, подумайте о сочетании нежного шелка, грубости кожи, крупной вязки свитера и мягкости фланелевой рубашки, блеска искусственной тиары в запутанных волосах. Каждый элемент внешнего образа икон гранжа имеет яркую характерную текстуру, сочетание которых и создает дух стиля.
Шрифты. Хорошая идея — создать впечатление написанного от руки текста, однако она не единственная. Шрифтами для этого стиля весьма успешно занимались многие дизайнеры. Изучите работы Хариета Горена для вдохновения. При разработке своих шрифтов он использовал первые макинтоши, однако его буквы живы, молоды и полны гранжа.
Детали. Обилие царапин, пятен, прожжённых следов помогает создать необходимую атмосферность.
Сегодня
Рассуждать о перерождении гранжа в нео-гранж и в нормкор не совсем верно. Последний остается привилегированным течением, в котором скромные и удобные вещи стоят безумно дорого, а гранж допускает черпать вдохновение в секонд-хендах и бедной, но бунтарской молодости. Да и состоялось ли перерождение, классический для гранжа макияж с жирно подведённым веком показывает AlexanderWang для осени 2017 года. Помада вне контура губ уже несколько сезонов сводит с ума примерных девочек. Цветные волосы от которых, кажется, начали уставать, тоже привет из гранжа.
В интерьере скандинавские течения уступили место лофтам, похожим на места обитания рокеров 90-х. Точечные протесты против минимализма в дизайне оформления печатных изданий тоже происходят. Например, Андрей Бондаренко оформляя книгу Олега Кулика 2013 года «The Mad Dog, or Last Taboo Guardedby Alone Cerberus» удачно использует дух гранжа для обложки такого бунтарского художника.
Кери Смит, выпустившая блокнот в 2007 году, цель которого— уничтожение (или творческое исследование?..), тоже близка к идее гранжа. Она предлагает создать сложные текстуры, слои и естественную изношенность блокнота.
Ждет ли мир типографики новая волна увлечения гранжем? Ждет, ведь и в 90-х он пришел в эту сферу с небольшим отставанием, поэтому самое время к нему присмотреться и освоить.
#историядизайна #гранж