Нужно больше правок!
Уверен, никто из вас не желает услышать эти слова, отправляя новоиспечённый проект или его часть на согласование. Тем не менее, каждый раз мы получаем очередной набор правок, часто даже от нескольких людей, и , «немного» побурчав, с недовольной миной идём переделывать. Так почему же правки бывает довольно тяжело воспринимать, и как их полюбить?
Как свойственно многим творческим людям, раньше я часто резко реагировал на критику в работе. Подобно школьнику, который слепо начинает оспаривать заслуженную двойку, я мог долго и активно доказывать, что решение уже финализировано и не требует исправлений.
Объяснить такую активную защиту человеком результатов творческой работы не сложно, ведь часто он проносит проекты через душу. Для поиска лучших решений может глубоко погрузиться в работу, моделировать в душе сотни ситуаций и примерять разные роли. Чем дольше он над ней работает, тем больше частичек себя вкладывает, и ценность для него рождается уже незримая. Подобно тому, как мать смотрит на своего ребёнка, творческий человек смотрит нетрезво на свой проект, игнорируя недостатки. Поэтому так тяжело когда кто-то начинает критиковать.
Можно провести параллель с эмоциями в моменте, когда тебя кто-то предал или обманул. Внутри выстраиваются защитные барьеры, нагнетает энергия, которую так и хочется выплеснуть, и которая может затмевать голос разума. Нужно суметь подавить импульсивные эмоции. Здесь по себе знаю, что всякий раз, когда всё-таки перебарываешь эмоции и начинаешь вносить правки или даже заново всё переделывать, результат получается лучше предыдущего. И ты уже с недоверием смотришь на первый вариант, когда пелена с глаз сходит, и не понимаешь, как мог не замечать очевидного (или даже намеренно его отрицал в душе).
Сейчас мне уже хватает опыта понять, что конструктивная критика идёт на пользу проекту, каким бы он не был, так как ты, погрузившись в проект с головой, можешь не замечать даже очевидных проблем. Здесь важен даже просто свежий взгляд со стороны.
Поэтому для себя я нашёл способ не только со спокойствием принимать правки, но и просить совета у большего количества компетентных людей. Каждую правку или совет я воспринимаю как некую гипотезу. Пытаюсь спокойно принять и опробовать каждый совет, который приходит во время проектирования, так как любой вариант может привести к лучшему решению. И чем больше людей дадут свои комментарии (целевых или компетентных, конечно), тем ближе проект будет к реальности. Если человек пишет картину для себя, то и комментарии он даёт самостоятельно, но коммерческий или социальный проект разрабатывается для людей. Поэтому и в процессе проектирования нужно чаще на разных этапах выносить проект из своих творческих убежищ в люди, чтобы его своевременно корректировать.
Естественно, я не говорю, что необходимо держать язык за зубами, когда получаешь правки. Но в моменты защиты результатов работы нужно попытаться понять, чем ты руководствуешься: истинными целями проекта или эмоциональным фоном. Ведь если правки приходят уже в десятый раз, то творческий человек может начать забывать об истинной цели проекта и пытаться просто угодить принимающей стороне, доказать свой профессионализм или просто побыстрее сдать проект. Поэтому сколько бы правок не приходило, нужно всегда возвращаться к целям проекта.
В завершении хотел бы отметить, что подавлять импульсные эмоции бывает не просто, но настоящего эксперта отличает не только высокие профессиональные навыки, но и развитый эмоциональный интеллект, который также можно тренировать. Поэтому, уверен, при осознанном подходе к анализу своих эмоций даже двадцатые правки будут восприниматься спокойно и с пользой к проекту.
Всем удачи и больше полезных правок в проектах!
Статья написана для канала shape