Самые влиятельные женщины-дизайнеры последних ста лет
Маргарет Калверт (1936-по сей день)
Широко известная как “мать современного информационного дизайна” Маргарет Калверт родилась в Южной Африке, а подростковом возрасте переехала жить в Англию. После работы иллюстратором в Университете искусства Челси ее нанял известный графический дизайнер Джок Киннейр на должность своего ассистента. Несомненно, наиболее значимым из их совместных достижений является редизайн всей системы дорожных знаков Великобритании, которая заменила бардак из разных шрифтов и непонятных символов, существовавших ранее. Они начали со знаков на новых автомагистралях, которым государство уделяло внимание в первую очередь в конце 50-х, а затем в 60-е добрались и до знаков на других дорогах страны. В 1964 году Киннейр взял Калверт в партнеры и переименовал свою компанию в Kinneir Calvert Associates. Помимо работы художником-шрифтовиком Калверт была и главным графическим дизайнером в Королевском колледже искусств с 1987 года. Она работает дизайнером и по сей день и появляется на каждой значимой дизайнерской конференции вроде D&AD President’s Lecture и Design Indaba.
Люсьенн Дей (1917-2010)
Жена знаменитого дизайнера мебели Робина Дей, Дезире Люсьенн Конради (позднее ставшая известной как Люсьенн Дей) получила признание благодаря ее вкладу в современный текстильный дизайн. В начале ее карьере помешала Вторая мировая война, и большой прорыв Дей наступил когда ее попросили принять участие в Фестивале Британии 1951 года. Именно там она дебютировала со своим знаменитым текстильным дизайном Calyx в секции дизайна для дома и сада. Сегодня Дей помнят за то, что ей удалось оживить серую послевоенную Британию своим цветным и узорчатым дизайном, который с годами стали использовать при производстве несчетного количества ковров, обоев и изделий из керамики. Среди наиболее известных клиентов, для которых она за 10 лет сотрудничества создала более 70 различных узоров были John Lewis, Liberty и Heal’s Fabrics.
Рэй Имз (1912-1988)
Еще одна женщина-дизайнер и одновременно жена дизайнера Рэй Имз. Ее имя упоминается всегда, когда речь заходит о появлении современного американского дизайна в середине XX века. В 1940 году, окончив изучение живописи в Нью-Йорке Рэй встретила Чарльза в школе Cranbrook Educational Community что в Мичигане. Меньше года спустя Чарльз ушел от своей жены, приехал в Чикаго и женился на Рэй. Затем они переехали в свой первый дом в Лос Анджелесе, где проводили большинство своего свободного времени экспериментируя с фанерой. Именно в это время они создали свой первый массовый продукт — шину для ноги из профильной фанеры, которая разошлась тиражом более 150 000 штук по заказу ВМС США в конце Второй мировой. Они экспериментировали с множеством разных материалов, в том числе стекловолокном, алюминием, а также с кожей и фанерой, как в случае с их знаменитым креслом для отдыха, созданным в 1956 году. В 60-е и 70-е такое кресло стояло буквально у каждого генерального директора в Америке. После смерти Чарльза в 1978 Рэй посвятила остаток своей жизни тому, чтобы передать свою философию в дизайне через книги, статьи и огромное количество выступлений. Рэй покинула нас в 1988 году, но их с Чарльзом наследие остается значимым и по сей день благодаря Фонду Имзов, открытому их семьей.
Заха Хадид (1950-2016)
Для Захи Хадид было непросто стать первой женщиной-лауреатом Притцкеровской премии в Архитектуре в 2003 году. Она родилась в Ираке, изучала математику в Американском университете Бейрута, прежде чем поступить в Архитектурную школу Архитектурной ассоциации. Там ей довелось учиться у известного голландского архитектора Рема Колхаса, который позднее взял ее партнером с свою новую фирму “Office for Metropolitan Architecture”. Однако, ей было не суждено проработать там очень долго. Вместо этого она выбрала развивать собственный бренд неомодернистской архитектуры, благодаря которому и стала так известна. Ранние годы ее карьеры были омрачены серией заброшенных проектов, наиболее печально известный из них — оперный театр Cardiff Bay Opera House. Однако, Центр современного искусства в Огайо, открытый в 2003 году заставил критиков того времени взять их слова обратно. Открытие ее первого значимого общественного здания запомнилось, тем что весь персонал был одет в футболки с надписью “Если б я была мужчиной, звали ли бы меня дивой?” Хадид создала множество резонансных зданий в Великобритании. Наиболее выдающимся проектом, конечно, является Центр водных видов спорта для Олимпиады 2012 в Лондоне.
Хелла Йонгериус (1963-по сей день)
Промышленный дизайнер из Берлина Хелла Йонгериус родилась в 1963 году в Нидерландах. Она известна своей верой в “долгосрочность” и прямыми заявлениями о том, что сегодня “в дизайне слишком много дерьма”. Ее работы известны тем, что в них сочетается традиционные техники ремесла и современные технологии. Хелла Йонгериус открыла свою первую студию Jongeriuslab в 1993 году в Роттердаме, где она занималась частными проектами и проектами крупных клиентом, таких как авиакомпания KLM и Нью-Йоркское отделение ООН. С 2012 года она работала арт-директором в ковровой компании Danskina, а также арт-директором в компании Vitra с 2007 года. Из ее недавних проектов — большая выставка в Музее дизайна в Лондоне, на которой особое внимание уделялось исследованию возможностей цвета.
Пола Шер (1948-по сей день)
Одна из гигантов дизайна в США Пола Шер с 1991 года является партнером Нью-Йоркского отделения Pentagram. Ее большой прорыв пришелся на середину 90-х годов, а ключевой работой стал фирменный стиль на основе шрифта “The Public Theatre”. Шер никогда не переставала создавать великолепные фирменные стили для самых разных брендов от Ситибанка до Tiffany & Co. Ее карьера как преподавателя в Нью-Йоркской Школе изобразительных искусств длится уже более 20-и лет, параллельно с ее присутствием в Cooper Union, Йельском университете и школе искусств Tyler School of Art. Кроме того, она успела поработать и в Американском институте графического искусства (AIGA) и в 2001 году была награждена самой престижной наградой института — медалью AIGA. О ней упоминают во многих книгах и фильмах, в том числе в монографии, опубликованной Unit Editions, и в документальном фильме от Netflix об “искусстве дизайна”, снятом в 2017 году.
Сьюзен Кэр (1954-по сей день)
Многие считают Сьюзен Кэр одной из пионеров в области компьютерной иллюстрации. В 80-е она начинала свою карьеру в Apple на должности графического дизайнера и дизайнера цифровых шрифтов для первого компьютера Macintosh. Именно тогда, работая в Apple Сьюзен Кэр по слухам помогала в формировании современного языка пользовательского интерфейса. Ее архивные рисунки для Macintosh на миллиметровке недавно купил Нью-Йоркский музей современного искусства и представил на одной из своих выставок.
Мораг Майерскоф (1963-по сей день)
Дизайнер родом из северной части Лондона, Мораг Майерскоф вот уже более двадцати лет применяет свою цветастую эстетику в дизайне интерьеров, инсталляций и выставочных площадок. С момента основания студии Studio Myerscough в 1993 году она работала на комиссии, начиная с первой постоянной выставки в Музее дизайна на новой площадке в Кенсингтоне и заканчивая красочным ремонтом комнат и палат в больнице Sheffield Children’s Hospital. В 2017 году она была награждена званием Королевского промышленного дизайнера (RDI) Королевским обществом искусств (RSA) за “значительный вклад в жизнь общества”.
Перевод статьи
#перевод #историядизайна