Новая эпоха: как изменится графический дизайн в России после санкций?

Февраль 2022 года изменил нашу жизнь, разделив ее на до и после. Уход большинства западных компаний с российского рынка, закрытие воздушного пространства над США и Европой, и многие другие санкции против России затронули все сферы жизни россиян. Графический дизайн не стал исключением.

Как все эти изменения повлияют на эстетику продукции российского рынка?

Поскольку, "окно в Европу" для нашей страны постепенно закрывают, то на смену западному дизайну придет азиатская и русская визуальная эстетика. Что из себя представляет Юго-Восточный дизайн предлагаю рассмотреть на примере трех государств – Китай, Япония, Корея.

Разберем традиционные элементы визуального кода азиатских стран.

Китай 

Для китайского графического дизайна характерен красный цвет, черно-белая цветовая гамма и спокойные приглушенные оттенки. В типографике дизайнеры Поднебесной отдают предпочтения авторским каллиграфическим шрифтам и стилизации латиницы под китайские иероглифы. Так же очень популярны животные мотивы - журавли, драконы, тигры и так далее. Но особое место в китайском дизайне занимает минимализм. Он, как правило, состоит из сочетания простых иконок, иероглифов, сдержанных тонов и большого количества пространства ("воздуха") вокруг композиции.

faf223e629a.jpg
Спокойная и приглушенная цветовая гамма, национальные мотивы, сложная композиция и лаконичные формы. Даже такие спорные оттенки, как золотой и красный, иллюстраторы изображают очень сдержано и благородно.
f4b6e215fee.jpg
Ни одна графика или упаковка не обойдутся без китайский письменности. Дизайнеры всячески стараются подчеркнуть национальную идентичность, помня о своих корнях.
62c9ef2d9b8.jpg
Китайцы очень любят работать с формой, при этом отдавая предпочтение минимализму, ахроматии и чистым линиям.

Япония

Японский дизайн любит аниме, инфантильность, пастельные градиенты и обилие ярких цветов с черной обводкой. Излюбленная форма в графическом дизайне – круг, символизирующий баланс и гармонию. Неспроста эта фигура расположена на государственном флаге этой прекрасной страны. В типографике японцы, так же как и китайцы, верны своей национальной идентичности – иероглифам. В логотипах и постерах часто можно встретить билингвизм – сочетание английского и японского языка.

a5f2c88f4db.jpg
Сочная «конфетная» палитра цветов, кукольные персонажи, яркие эмоции - это все про аниме, которое стало визитной карточкой Японии. У этого направления миллионы поклонников по всему миру.
91d7431de6e.jpg
Японский дизайн может быть самым разнообразным: хаотичным и спокойным, пастельным и ярким экспрессивным. Но исполнение всегда остается на высочайшем уровне.
532732d1c74.jpg

Корея

Графический дизайн Кореи был сильно подвержен влиянию Китая и США, но при этом он старается сохранить свою национальную эстетику. Корейские дизайнеры очень любят необычные шрифтовые решения – заголовки-ребусы, стилизацию, искажения, сочетание картинок с текстом. Фантазия корейцев в типографике не имеет границ. Для графического дизайна так же характерен мультипликационный стиль и инфантильность, анимированные логотипы, плоские иконки и иллюстрации, геометрические формы. В цветовой гамме отдается предпочтение ярким цветовым заливкам и нежным пастельным тонам. Стоит отметить, что розовый цвет в Корее не считается чисто девичьим. Он является универсальным оттенком, как и для женщин, так и для мужчин.

f8da7f069e1.jpg
Корейский постер с типографикой-ребусом и афиша с сложнейшей композицией. Потрясающие работы.
8db07749992.jpg
c756c2f7b86.jpg
Особую любовь корейцы питают к мультипликации и детской иллюстрации. Очень часто такую графику можно встретить на упаковке косметики и аксессуаров, что уже стало неотъемлемой частью продакт дизайна Кореи. Стоит отметить, что у жителей этой страны абсолютно другое отношение к уходу за собой и макияжу, нежели у европейцев.

Станет ли Россия страной с азиатским дизайном?

Влияние эстетики Юго-Восточных стран на отечественный графический дизайн весьма вероятно. Однако, Россия адаптирует новые тенденции под свои вкусы и особенности менталитета, поскольку, она больше Западная страна, нежели Восточная. Какие из этих элементов визуального кода стран Азии придут в Россию? В первую очередь, графический дизайн в нашей стране станет более минималистичным, чем он есть сейчас. Войдут в моду черно-белая цветовая гамма в сочетании с тонкими линиями, авторские рукописные шрифты, а также мультипликационный и комиксный стиль. В работах русских иллюстраторов уже сейчас отчетливо прослеживаются эти тенденции, а со временем они будет проявляться ярче. Не исключено, что в графике и иллюстрации зародится новый русский стиль.

52fe2c852f3.jpg
Пример моих работ, где чувствуется влияние аниме и нежной цветовой гаммы Азии (фото слева). Лаконичная композиция с рукописный игривым шрифтом и «конфетной» палитрой оттенков (фото справа).
a33cd91253c.jpg
Такой комиксный стиль с черно-белой графикой уже очень актуален в мобильных приложениях и веб-дизайне. Через пару лет он станет остромодным в России.

Каким станет графический дизайн в России?

Серьезные изменения будут в типографике, поскольку произойдет полный переход на кириллицу. Уже сейчас на законодательном уровне обсуждается вопрос о запрете в России вывесок на иностранных языках и это только начало. Цветовая палитра графического дизайна будет включать в себя комбинацию ярких контрастных цветов (максимум три в одной композиции), сдержанную и благородную гамму натуральных оттенков, а также монохром. Особое внимание будет уделено красному цвету, поскольку именно он ассоциируется с Москвой, Россией и русской культурой в целом.

e5a9be19e35.jpg
Одни из немногих заведений с вывеской на кириллице, не считая государственных. (Слева направо) Кафе «Счастье», книжный магазин «Подписные издания» и сеть кофеен «ДаблБи».
b9830884c55.jpg
Примеры яркой цветовой композиции (слева), где только три ярких оттенка наряду с черным и белым, и сдержанный монохромный дизайн (справа) с небольшим вкраплением цветовых акцентов.
eef8fccb4cb.jpg
Афиши со сдержанной и приглушенной цветовой гаммой, сложной композиции и оригинальными шрифтовыми решениями.

Дизайн упаковки будет ярким и эффектным, но вместе с тем сдержанным и минималистичным. Фирменный стиль российских брендов будет радовать нас креативным дизайном. Связано это с тем, что уход из России большинства иностранных компаний освобождает ниши для отечественного бизнеса, отчего возрастет конкуренция внутри страны и нарастет борьба за каждого покупателя. Предприниматели будут делать фокус на яркой и дорогой упаковке, чтобы привлечь внимание и вызвать лояльность клиента.

df259c0249b.jpg

Начало новой эпохи никогда не бывает простым, а все улучшения происходят постепенно. Несмотря на все санкции против Российской Федерации и их тяжелые последствия для нашей страны, у русского дизайна появилась возможность расправить крылья и показать свою национальную идентичность. Сейчас идеальное время для создания нового уникального направления в дизайне. Давайте сделаем кириллицу модной во всем мире и сами будем задавать тенденции Западу!

У графического дизайна в России большое будущее, однако его расцвет и становление будет проходить постепенно – от 3 до 10 лет. Мы вступаем в новый этап истории и получаем новые возможности для реализации своего творческого потенциала. Будущее отечественного искусства в наших руках.

Надеюсь, это статья была для вас полезна.

В публикации были использованы работы дизайнеров: Рaiheme studio, Mercedes Bazan, Tosha Vitorin, Olga Semklo, Альбина Маргиева, студия Артемия Лебедева, Вадим Гранич. Обложка: картина Аристарха Лентулова "Василий Блаженный". Фото продукции компании Missha, VT Cosmetics x BT21 и Tony Moly.

3
Статья опубликована пользователем. Чтобы поделиться своим проектом, написать новость или статью нажмите кнопку «Стать автором»
анна серегина

Отличная статья.Я думаю российские дизайнеры всегда будут востребованы в мире, и совершенно согласна с автором:"Будущее отечественного искусства в наших руках."

ответить
Альбина Маргиева

Спасибо большое :)
Так и есть, потому что Россия всегда была изобильна на таланты. А сколько великих писателей, художников, композиторов, режиссёров и других деятелей искусства подарила миру Россия! И подарит ещё больше.

ответить
Ксения Чапцева

"Всё новое - это хорошо забытое старое": возвращаемся к советскому кубизму, но с азиатской ноткой :) Удивил корейский мимишный дизайн, а кириллицей можно просто гордиться. Спасибо за интересную статью и профессиональный взгляд! Ждём новых постов!

ответить

Интересные материалы