Мировой заговор Гельветики

Ученые из Калифорнии подсчитали: человек в сутки видит больше 100 тысяч слов. Кажется, многовато, но если задуматься: забавные истории в соцсетях, названия остановок, объемные рабочие документы, обеденное меню, лейблы на одежде, адресные таблички, надписи на косметике и продуктах, книга перед сном… Можно продолжать бесконечно. При этом самое интересное, что большинство надписей выполнено одним шрифтом — Helvetica.

Брошюра Helvetica / Neue Haas Grotesk, 1963. Разработана Хансом Нойбургом и Нелли Рудиным.

Брошюра Helvetica / Neue Haas Grotesk, 1963. Разработана Хансом Нойбургом и Нелли Рудиным.

Происхождение

История Helvetica объемна, как и сфера её применения. В послевоенные 50-е мир дизайна стремился к красоте, лаконичности и демократизации. Поэтому особенным успехом пользовался швейцарский стиль.

Маленькая швейцарская компания Haas’sche Schriftgiesserei вблизи Базеля разрабатывает и продает шрифты, однако дела идут из рук вон плохо: давят конкуренты. Большой опыт работы в сфере и высокая потребность в шрифтах на рынке подсказывает директору словолитни Эдуарду Хоффману решение проблем. Нужно создать идеальный шрифт, который захотят все. Основные идеи о том каким именно должен быть новый продукт у Хоффмана уже есть, остается найти талантливого исполнителя. По легенде Хоффман находит личный блокнот одного из агентов по продажам и видит талантливую работу шрифтовика, которому предстоит взяться за реализацию задуманного. Владельцем блокнота был Макс Мидингер.

 Макс Мидингер (Цюрих, 1910-1980). Дизайнер шрифта

 Макс Мидингер (Цюрих, 1910—1980). Дизайнер шрифта

Блокнот Эдуарда Хоффмана документирует рождение и раннее развитие Neue Haas Grotesk и Helvetica. На этой странице с 7 мая 1957 года он отметил: «Все символы: должно быть хорошо сейчас».

Блокнот Эдуарда Хоффмана документирует рождение и раннее развитие Neue Haas Grotesk и Helvetica. На этой странице с 7 мая 1957 года он отметил: «Все символы: должно быть хорошо сейчас».

За основу берется несколько старых шрифтов Schelterische Grotesk (1880 г.) и Akzidenz-Grotesk (1896). Готовые оттиски новорожденного Haas Grotesk появляются в 1957 году. Хоффман посылает образцы в головной офис. Новый шрифт нравится начальству и отдел сбыта строит грандиозные планы на высокие продажи не только в Европе, но и в Америке. Вот только название не подходит. Вспомнив как перевести на латынь швейцарский, шрифту дают имя Helvetica. Появившись на рынок в 1961 году, Helvetica постепенно завоёвывает весь мир.

Neue Haas Grotesk

 Haas Grotesk

Как ей это удается? Ответ прост: удачный дизайн и отличный маркетинг.

Helvetica выглядит максимально разборчиво, нейтрально и серьезно. Именно поэтому с самого начала её покупают только серьезные компании: Deutsche Bahn, BMW и т.д. Затем Helvetica попадает в руки Adobe и Apple. С развитием информационных систем Helvetica было удобно взять за основу. Тут она разрослась до известных масштабов, и сама стала брендом. А у бренда всегда найдутся поклонники и противники.

Helvetica 

Helvetica 

Мнение сторонников

Дизайнер, сомневающийся при выборе шрифта, слышал совет коллег: «Не знаешь какой шрифт взять, бери Helvetica». Этот внешне простой шрифт не будет отвлекать внимание от заложенной в тексте информации, а значит подойдет в любой ситуации.

Союзники ассоциируют этот шрифт с доступностью, честностью и открытостью. Шрифт без засечек и со строгим горизонтальным срезанием окончаний будто ничего не скрывает. Не зря именно его выбрало правительство США для формы налоговых деклараций, отчетов управления по охране окружающей среды и надписи названия своей страны на военной технике.

Логотип, как ассоциативная картинка, часто включает название компании или аббревиатуру от нее. Среди логотипов со словами фаворитом снова становится наш сегодняшний герой среди шрифтов. Перебираю в голове: McDonalds, Nestle, Energizer, Toyota, Skype, Google, Intel, Jeep, Motorola, Olympus, American Apparel…

 iOS 7 - Helvetica Neue UltraLight

 iOS 7 — Helvetica Neue UltraLight

Что говорят противники

Нейтральность и повсеместность Helvetica делает ее похожей на армию, захватившую территорию и удерживающую положение численным превосходством.

Helvetica использует везде и это плохо. Когда выходит новая отличная песня, она всем нравится. Однако, когда она играет слишком часто, то начинает раздражать. Не стоит использовать только один удачный прием. Нужно искать новые инструменты выразительности под каждую новую задачу. Если шрифты с характером кажутся неуместными и вычурными, можно поискать другой нейтральный шрифт.

Результат работы Хоффмана и Мидингера 1957 года сильно отличается от того, что сегодня принято называть Helvetica. Наш современник более квадратен, а внутрибуквенный просвет наоборот скруглен. Если оригинальную версию называли близкой к идеалу, то используемая на практике сегодня вариация, грешит потерей пропорций.

Большие корпорации и влиятельные бренды порой отталкивают людей своей авторитетностью. Люди, стремящиеся к свободе во всем и поддерживающие маленьких местных производителей назовут Helvetica шрифтом капитализма. Респектабельность шрифта может сыграть злую шутку.

Первоначальная версия Helvetica за 61 год серьезно поменялась. Сам Макс Мидингер выпустил несколько вариаций Helvetica. Затем над ней потрудились сотрудники Adobe и Apple чтобы использовать в цифровом формате. Вслед за Apple в Microsoft начали использовать похожий шрифт. Хиппующие 70-е и отвязные 80-е тяготевшие к индивидуальности сделали паузу в отношениях с Helvetica, чтобы в 90-х с новой волной энтузиазма вернуться к нему. Наверное, такая изменчивость и есть секрет успеха Helvetica. Однако ничто не может быть вечным. Возможно уже сегодня кто-то из дизайнеров-шрифтовиков начал разрабатывать новую классику.

Статья опубликована пользователем. Чтобы поделиться своим проектом, написать новость или статью нажмите кнопку «Стать автором»

Интересные материалы