Вред и польза трендов в графическом дизайне
С наступлением нового года интернет начинал наполняться статьями о трендах 2018. Я же решил написать о том, почему нужно следовать трендам в графическом дизайне, почему этого делать не стоит, а так же о том, как замечать их появление.
Слово тренд может толковаться по разному. Для себя и в рамкох этой небольшой статьи я придерживаюсь мнения, сходного с определением из википеди: Тренд в моде — актуальное (ближайшее, краткосрочное) направление, периодически повторяющаяся тенденция развития моды. Перефразируя, это краткосрочная мода на тот или иной графический прием. Кроме трендов существуют и долгосрочные изменения в дизайне. Эти позитивные и более глобальные тенденции, влияющие на дальшейший ход истории, оставим для следующего поста.
Плюсы и минусы
Хотя в своей работе я стараюсь избегать любых трендов и придерживаться вневременного дизайна, у них есть и свои положительные черты.
Плюсы:
• хорошо продается
• меньше трудозатрат на поиск нужного стиля и приемов
• передает исторический дух времени. Прелесть психоделических плакатов 60-ых именно в их тренде
Минусы:
• быстро устареет со всеми вытекающими: дизайнеру придется переделывать портфолио, а заказчику снова заказывать дизайн
• отсутсвует уникальность (почему важна уникальность можно почитать здесь)
Исходя из вышесказанного нетрудно понять когда можно и нужно следовать трендам, а когда их нужно избегать.
Тренды лучше всего подходят для краткосрочных событий – мероприятий, фестивалей, праздников, лендингов. Они будут выглядеть актуально на момент проведения и оставят ностальгическое чувство в случае попадания в историю.
Если же дизайн предполагается использовать долгосрочно, тренды следует избегать. Конечно, если вы не планируете наживаться на обновлении дизайна для заказчика из года в год.
Сравните эти два логотипа – один из них стилистически нейтральный и трудно сказать когда он был сделан. Такой логотип не потеряет своей актуальности и в далеком будущем. Второй сделан под ярким влиянием моды, и уже на сейчас выглядит несколько устаревшим.
Как появляются тренды
В любой индустрии есть небольшая группа людей, обладающих исключительными знаниями, фантазией и наглостью. Они постоянно ищут что-то новое, смотрят на привычные вещи под необычным углом, эксперементируют с самыми новыми техниками и технологиями. В отличии от подростков-бунтарей и начинающих дизайнеров-креативщиков, большинство новаторов отлично разбираются в своей сфере деятельности и, как правило, имеют богатый опыт работы. Такие дизайнеры высоко ценятся крупными компаниями, которые понимают финансовую выгоду от необычных работ и нанимают их для своих нужд, часто оставляя им широкую свободу действий (хотя и не всегда). В результате такого сотрудничества на свет появляется Новинка, которая распространяется по планете вместе с продуктом или сервисом компании.
Сразу после случившегося следующая небольшая группа людей начинает вдохновляться классной работой. Эта группа – состоявшиеся дизайнеры, понимающие что происходит в мире и откуда дует ветер. Они разбираются в дизайне, имеют финансовый успех, и начинают перенимать идеи из Новинки, модифицируя их под различные задачи. Это еще нельзя назвать трендом, но можно уловить сходность приемов. Так, например, когда из дизайна ушел объем, это еще нельзя однозначно назвать «флэтом».
Основная масса дизайнеров (и заказчиков) присоединяется к вечеринке немного позже. Это огромная группа людей, знания и навыки которых нельзя назвать выдающимися. Они видят красивые работы на бихансе, они пользуются новыми товарами и сервисами всемирно известных брендов. На момент появления Новинки многие воспринимают ее в штыки, или осмеивают. Вспомните появление градиента в логотипе инстаграма. Вспомните «уши» айфона. Однако, со временем появившиеся идеи начинают распространятся и уже не кажутся такими уж плохими. Они массово копируются дизайнерами с небольшим опытом, знaниями и умениями. Помогают в этом и владельцы малого бизнеса, которые тоже хотят «как у». На этом этапе развивается тренд. Трендовый стиль применяется ко всему что попадет под руку без оглядки на уместность. Иногда это работает, иногда нет. Иногда хорошо, иногда плохо.
Чем быстрее, ярче и активнее разрастается тренд, тем быстрее он заканчивается, и тем более устаревшим выглядит после. Флэт-дизайн, повсеместно захвативший интернет несколько лет назад сейчас вызывает только усмешку. В отличии от него, например, Швейцарская Типографика, или Международный Стиль, как тренд сегодня воспринимается намного мягче. Он был актуален в до-интернетную эпоху, а графическим дизайнером не был каждый владелец фотошопа, что в совокупности дает меньшее количество работ и более высокое качество.На тренд так же влияет и его сложность техники и сложность идеи. Многие из Новинок остаются уникальными историческими событиями просто потому, что они сложны в исполнении. Другие становятся менее широкими трендами, например 3D или леттеринг. Люди, занимающие эти спецэфические ниши становятся своего рода узконаправленными ремесленниками и разумеется имеют свой коммерческий успех на рынке – Покрас Лампас или Tobias Hall. Это уже переходная граница между дизайном и искусством и повод для отдельной статьи.
В следующей же статье мы оставим в стороне негатив, и речь пойдет о более масштабных изменениях, позитивно отражающихся на всей индустрии дизайна.
Связаться с автором можно здесь. Статья написана в рамках The Visible, субъективно-объективного (само-)образовательного проекта о графическом дизайне. Субскрайб фо мо!
Можно хотя-бы проверять правописание и логическое построение предложений перед выкладыванием статьи? Ну что за...