Коллаж — это искусство
С коллажем знакомы все. Кто-то мастерил открытку для мамы по своей инициативе, другие коллективно создавали школьный плакат о вреде курения, третьи крепили вырезки из модных журналов на обои перед письменным столом. Однако несмотря на компрометирующие ассоциации, коллаж не только эффектный инструмент, но и объемное направление в искусстве.
Дать определение коллажу не сложно: технический приём создания живописных или графических произведений путём наклеивания отличающихся от основы предметов и материалов. А вот проследить историю развития сложнее. После появлении бумаги в Китае (2 век до н.э.) некоторые мастера склеивали небольшие фрагменты между собой. Во времена позднего средневековья некоторые образцы библии украшали накладными золотыми пластинами и камнями. Несмотря на то, что технически это тоже коллаж, некоторые историки искусства утверждают, что первый коллаж появился только в 20 веке. Его создал Жорж Брак. Работая в самых новаторских стилях того времени: фовизме и кубизме, Брак искал новые выразительные средства. В 1912 году он стал включать в картины фрагменты картона, покрашенную текстурной краской бумагу, куски обоев, газеты, пачки сигарет и другие материалы с характером.
Пикассо, знавший коллегу по цеху, решился использовать коллаж в картинах вместе с масляными краскам.
В это же время Джон Хартфилд, основоположник фотомонтажа, создает изображения, полностью состоящие из скомбинированных снимков. С этого началась популярность коллажа.
Развивающаяся фотография быстро и дешево делала реалистичные изображения, а перед искусством встали новые задачи: эмоциональные, эстетические, идейные. Коллаж отлично справлялся с ними и поэтому проникал во все рождающиеся стили, порой вытесняя живопись и рисунок. Луи Арагон, французский писатель, говорил: «Коллаж – это искусство, которое бросает вызов живописи». Посмотрим интересные примеры взаимодействия коллажа с разными направлениями в искусстве.
Дада
Многие коллажи от дадаистов не только изобразительное произведение, но и литературное. Стихи, сложенные из случайных слов имеют графический и звуковой ритм.
Эрнст Макс, увлекшись дадаизмом, сосредотачивается на коллажах, объясняя любовь к этому приему так: «Я пытался увидеть в нём [коллаже] разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане». Здесь имеется в виду известная фраза Лотреамона: «Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки».
Позже художник сосредоточится на сюрреализме, но о коллаже не забудет. В 1991 году вышла любопытная книга немецкого искусствоведа Вернера Шписа, Max Ernst Collages: The Invention of the Surrealist Universe.
Баухаус
В манифесте Баухауса, Гропиус пишет: «Художники должны быть подобны ремесленникам, но более высокого порядка». Следует создавать работы вручную, но при этом они должны быть лаконичными и понятными для всех. Для этого коллаж крайне удобен. Он сокращает время, так необходимое для рисунка и живописи, но оставляет возможность ручного труда, самого по себе вдохновляющего художника.
Поп Арт
Коллаж создает не только фактурные грубоватые и лаконичные образы, как в дадаизме и кубизме. Ричард Гамильтон в работе «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 года действует иначе. Работая по закону жанра, Гамильтон собирает желанные и модные объекты из журналов, создавая новое пространство. В этом мире рекламной жизни нет грубых текстур, но наполненное только новыми модными вещами и идеальной парой, новое пространство пугает стерильностью и неестественностью.
Концептуальное искусство Джон Стезакер
Простое совмещение двух снимков производит эффект больший чем дал бы каждый по отдельности. Оставляя на пространстве картины только два объекта, художник заставляет их взаимодействовать, дополняя и раскрывая друг друга. Обыденный портрет и пейзаж придают друг другу масштабность природы и индивидуальность человека. Часто Стезакер соединяет мужской и женский портрет. Это позволяет исследовать гендерные вопросы и порассуждать на тему зависимости критериев красоты от пола.
Сегодня опасения о притеснении живописи в прошлом. А. Тарковский о работах С. Параджанова в этой технике пишет: «Между замыслом и исполнением нет разницы: он не успевает ничего растерять. Эмоциональность, которая лежит в начале его творческого процесса, доходит до результата, не расплескавшись.» Эти слова справедливы для коллажа вне зависимости от жанра: американский поп-арт и советский конструктивизм, прикладной баухаус и шутливый дадаизм, можно продолжать еще очень долго. Везде коллаж уместен и убедителен. Подобно наемному солдату, он способен сделать все ради цели, если цель ясна.