Новая олимпийская форма, почему все не так плохо
Почти неделю назад МОК объявила о запрете для сборной России выступать от страны и использовать российскую символику. Несмотря на то, что участие нашей сборной в олимпиаде 2018 давно было поставлено под вопрос, команда ZA Sport подготовила и представила олимпийскую форму, бурно обсуждаемую в сети. Предыдущий партнёр российских олимпийцев, BOSCO Sport проработал со сборной 15 лет, с 2002 по 2017. Факт смены проверенного партнера на молодой бренд уже притягивает к себе достаточно внимание, а тем более дебютная олимпийская коллекция выполнена весьма нетипично. Не станем обсуждать степень удачности дебюта и родственные связи главного дизайнера спортивной марки, а отметим, что в коллекции просматривается прямая отсылка к конструктивизму. Разбираемся, почему это отличный ход.
Что это?
Конструктивизм стал востребован в 20-е годы прошлого века. В сложное послереволюционное время, страна нуждалась в новых эстетических и идеологических идеалах, взамен отвергнутых буржуазных. Первые работы в этом стиле были представлены публике на выставке авангардного искусства в Петрограде в 1915 году вместе с супрематизмом. Оба направления объединяет любовь к геометрии, отказ от декора и монолитность. Однако, не стоит их путать. Малевич, стоявший во главе супрематизма, говорил, что искусство должно отринуть реальный мир, и создать свой, где черный квадрат — лицо нового искусства. А Татлин, условно возглавивший конструктивизм, наоборот предлагал вдохновляться утилитарными объектами, особенно машинами и конструкциями, в которых нет лишнего и всё подчиненно единой цели.
Советскому правительству оказались близки художники, агитирующие к стремлению к единой цели, и превращающие заводы в искусство, поэтому проекты конструктивистов поддерживались несмотря на крайнюю прогрессивность. Из скульптуры и архитектуры конструктивизм перешел и в другие сферы жизни советского человека.
Родченко создавал плакаты и фотографии со строгими линиями и скупостью колорита. «Линия есть первое и последнее как в живописи, так и во всякой конструкции вообще» - писал он и подчеркивал в работе.
Варвара Степанова предложила эскизы спортивный одежды и разработала дизайн ткани.
Эксперименты Татлина привели к идее создания нормаль-одежды. Это универсальная одежда, подходящая человеку для разных задач и каждодневного применения.
В 30-е годы в стране сместились ориентиры и понадобилось искусство, помогающее выстраивать иерархию в стране. Конструктивизм оказался не нужным. Часть художников эмигрировала, кто-то оказался репрессированным, а кто-то просто забыт. Впрочем, сегодня дизайнеры снова заинтересовались конструктивизмом.
Время, вперед!
Стоит отметить, что еще в 2016 году команда BOSCO Sport заигрывала с темой конструктивизма. Однако делала это в принятой стилистике: с отсылкой к русскому колориту и самобытности. Олимпийская форма 2016 года походит на спортивную одежду от Поповой, только ткани и фасоны современнее.
Дизайнер формы для олимпиады 2018 года в плане конструктивистского ориентира выбрал нормаль-одежду Татлина с аскетичными цветами, простым силуэтом и универсальностью.
Официальный плакат ФИФА к ЧМ-2018 года так же продолжает стилистику конструктивизма. Лучи, сходящиеся к мячу-спутнику, не только акцентируют внимание и добавляют динамику, но и напоминают слова Родченко про роль линии.
Почему через 100 лет снова обращаются к конструктивизму? Кроме пространственных теорий о цикличности в моде есть еще кое-что.
Наравне с водкой, хохломой и гжелью, конструктивизм ассоциируется с Россией, причем справедливо: появился и развивался он как российское явление. Так почему бы не использовать это, когда необходима отсылка к России, не кричащая и надоевшая, а ясно читаемая и свежая. Хороший пример— туристический бренд России 2017.
Несмотря на предыдущий пункт, конструктивизм с самого начала стал заметным во всем мире. «Башня III Коминтерна», выполненная Татлиным получила золотую медаль на международной выставке декоративных искусств 1924 года в Париже. Сегодня макет башни можно увидеть в разных частях мира: Центр Помпиду (Париж), Музей современного искусства в Стокгольме, Оксфордский университет.
Конструктивизм первоначально был адаптирован для разных видов искусства. Возникнув в скульптуре, и перейдя в архитектуру, графику и моду. Адаптацией стиля занимались сами создатели и эти наработки помогают дизайнерам применять стиль в конкретных задачах.
Но главное, базовая идея конструктивизма о том, что функция определяет форму, спустя сто лет оказалась неожиданно востребована. Устав от сменяющихся трендов, модный мир обратился к нормкору, отрицающему внимание к внешнему. Однако на практике это не удобно. Поэтому универсальный как роба и понятный как плакат конструктивизм может снова получить международное признание, несмотря на то, что наших спортсменов в российской форме на олимпиаде 2018 года не будет.