Советский плакат

Проходя мимо сувенирных магазинов обязательно встретишь матрешку, павлопосадский платок, меховую шапку и набор советских плакатов. Подходящий по цвету плакат, можно подарить друзьям или повесить в гостиной. Даже в Американском сериале «Друзья» можно увидеть советский плакат как забавную часть интерьера. Однако 80 лет назад за порчу этого кусочка бумаги можно было угодить в тюрьму по статье контрреволюционная деятельность.

Плакат в СССР не просто информационный лист, а объект искусства и справочник новой морали. Причем за время существования СССР, плакат менял как приемы подачи, так и общую идею, в зависимости от главных событий в стране. По иллюстрациям и надписям на плакатах можно изучать историю СССР, отслеживая общеполитический курс, и важные для страны события.

Начало 1917

Еще до СССР, в постреволюционное время стали появляться первые протосоветские плакаты, разительно отличавшиеся от образцов, печатавшихся в царское время. Если до 1917 года плакаты, в подавляющем большинстве, рекламировали товары для привилегированных классов, то после революции посыл плаката стал политическим. К тому же изменился адресат.

До 1917 Какао Жорж Горман

До 1917 Какао Жорж Горман

До 1917

До 1917

До 1917 Пиво

До 1917 Пиво

До 1917 Галоши

До 1917 Галоши

1901

1901

Плакаты изготавливались в огромном количестве и были популярны. Очевидцы отмечали, что при вывешивании новых образцов, вокруг собирался народ, чтобы поглазеть и обсудить новинку. Особой популярностью пользовались работы авторов ОКНА РОСТА. Здесь работали знаменитые В. В. Маяковский, К. С. Малевич и др. Несмотря на отсутствие материалов (этим объясняется монохромность работ), художникам удавалось создать яркие образы.

В белом движении были свои плакаты. ОСВАГ создавала стилистически похожие работы, впрочем, не пользовавшиеся особой популярностью, несмотря на также приглашенных звезд (И.Я. Билибин, Е.Е. Лансерье и др.).

НЭП 1920-е

Разобравшись в политических перипетиях настало время уделить внимание социальным проблемам. Продвигалась программа ликвидации неграмотности, уделено внимание быту и семье.

Впрочем, это не мешает параллельному существованию рекламы выпускаемой продукции.

Качество и количество плакатов возрастает, авторы применяют техническую новинку: фотомонтаж. Кустарное производство теперь невозможно, вся печатная продукция должна быть одобрена цензурой ГЛАВЛИТА или ГОСИЗДАТА. Однако такой плакат больше не вызывает интереса, характерного для плаката прошедшего десятилетия.

1920 Фотомонтаж

1920 Фотомонтаж

Владимир Лебедев. «Работать надо — винтовка рядом». Петроградские окна РОСТА. 1921.

Владимир Лебедев. «Работать надо — винтовка рядом». Петроградские окна РОСТА. 1921.

Д. Моор 1920

Д. Моор 1920

Плакат «Каждый прогул — радость врагу, а герой труда — для буржуев удар». В. В. Маяковский. 1920 г.

Плакат «Каждый прогул — радость врагу, а герой труда — для буржуев удар». В. В. Маяковский. 1920 г.

Матери, не подкидывайте детей! 1925 г. Соборова 1925

Матери, не подкидывайте детей! 1925 г. Соборова 1925

Чем ребят и бить лучше книжку им купить плакат 1928 Поманский Н.

Чем ребят и бить лучше книжку им купить плакат 1928 Поманский Н.

Первомайский плакат С. Малютина, 1920 (Окна РОСТА).

Первомайский плакат С. Малютина, 1920 (Окна РОСТА).

Если книг читать не будешь 1925 Могилевский А.

Если книг читать не будешь 1925 Могилевский А.

Долой избиение и наказание детей в семье... 1926 г.

Долой избиение и наказание детей в семье... 1926 г.

Стой! Ночная панель. 1929 г.

Стой! Ночная панель. 1929 г.

Полная готовность 1930-е

Первая пятилетка продолжает формирование общественной морали, но и возвращает внимание к политическому курсу в стране. На плакатах появляются Ленин и Сталин в роли мудрых и заботливых отцов.

Плакаты начала десятилетия зовут крестьян идти в непопулярные колхозы и рассказывают гражданам о врагах государства.

Ближе к концу десятилетия появившееся военное настроение просматривается и в плакатах: показана мощь армии и отдельный образ воина, готового защитить Родину.

Тиражи выпускаемых плакатов растут, а их качество исполнения, как и вариативность падет (до 50 в год). Есть 2 объяснения этому явлению: 

1) Необходимая унификация страны;

2) Уход талантливых художников в другие сферы.

Долой кухонное рабство! Даешь новый быт 1931

Долой кухонное рабство! Даешь новый быт 1931

В. Добровольский. Да здравствует могучая авиация страны социализма! 1939

В. Добровольский. Да здравствует могучая авиация страны социализма! 1939

Контрреволюционный вредитель Довоенное

Контрреволюционный вредитель Довоенное

Г. Клуцис. Да здравствует рабоче-крестьянская красная армия – верный страж советских границ! 1935

Г. Клуцис. Да здравствует рабоче-крестьянская красная армия – верный страж советских границ! 1935

Плакат на узбекском и русском языках 1933 года (Художник - В. Еремян)

Плакат на узбекском и русском языках 1933 года (Художник - В. Еремян)

Тракторы и Ясли двигатели новой деревни 1930

Тракторы и Ясли двигатели новой деревни 1930

1930 г. Кораблев В. Иди, товарищ, к нам в колхоз!

1930 г. Кораблев В. Иди, товарищ, к нам в колхоз!

1935 г. Сварог В. Женщины в колхозах - большая сила. И. Сталин.

1935 г. Сварог В. Женщины в колхозах - большая сила. И. Сталин.

1931 г. Хорошевский Г. Выбирай в туземный совет трудящихся.

1931 г. Хорошевский Г. Выбирай в туземный совет трудящихся.

Женщины в колхозах большая сила (И. Сталин) 1933

Женщины в колхозах большая сила (И. Сталин) 1933

Сталин - 1940 г. Говорков В. О каждом из нас заботится Сталин в Кремле

Сталин - 1940 г. Говорков В. О каждом из нас заботится Сталин в Кремле

Война 1940-е

Плакат военного времени отчасти похож на послереволюционный: невероятно популярный среди людей, массово используемый. Однако теперь он полон драматизма и патриотизма.

К плакату возвращаются лучшие художники и иллюстраторы, объединяясь в коллективы: Окна ТАСС как продолжение ОКНА РОСТА, знаменитые Кукрыниксы, Боевой карандаш.

Плакаты для тыла призывают людей помогать стране вести войну (пожертвования, работа в тылу), а плакаты для воинов напоминали о доме и родных.

1941 Кукрыниксы

1941 Кукрыниксы

Боевой Карандаш Военное время

Боевой Карандаш Военное время

Окна Тасс

Окна Тасс

Т. Еремина Год 1941

Т. Еремина Год 1941

Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам. 1942 г. Антонов

Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам. 1942 г. Антонов

Коммунизм и загнивающий запад 1950-е

На фоне победы в тяжелой войне плакаты должны поддержать эйфорию победы и помочь в скорейшем восстановлении страны.

Вновь появляется тема политики, и в частности работы, посвященные Сталину. Однако теперь плакаты с ним парадные: яркие и торжественные, а не строгие и камерные, как в 30-х годах.

Вместе с этим начинается холодная война, которая также освещается в плакатном искусстве: критикуется и высмеивается капитализм, западный и американский образ жизни.

Корецкий В Болтун находка для врага 1954

Корецкий В Болтун находка для врага 1954

Корецкий В.Б. Дорога таланта… Дорогу талантам! 1948

Корецкий В.Б. Дорога таланта… Дорогу талантам! 1948

Говорков В 1949

Говорков В 1949

«Европейское содружество». Художник И.Семенов. 1952 год

«Европейское содружество». Художник И.Семенов. 1952 год

Кокорекин А.А. С каждым днём всё радостнее жить, 1952

Кокорекин А.А. С каждым днём всё радостнее жить, 1952

Правдин В.Г. Работать так, чтобы товарищ Сталин спасибо сказал! 1949

Правдин В.Г. Работать так, чтобы товарищ Сталин спасибо сказал! 1949

Полевые работы не ждут! 1954 г. Говорков

Полевые работы не ждут! 1954 г. Говорков

После Сталина

После смерти Сталина не только плакат, но и весь СССР из хрущевской оттепели переходит в застой и развал. Плакаты времен Хрущева и Брежнева наполнены оптимизмом и сельским хозяйством: кукуруза, целина, восхваление коммунизма и Родины, братство народов…

Такой однообразный подход становится не просто не актуальным, а постепенно карикатурным. Куда больший интерес люди испытывают к советскому арт-подполью. Подтверждением этому Бульдозерная выставка. Несанкционированная выставка художников-нонконформистов была разогнана и смята бульдозерами. Это событие привлекшая внимание всего мира к советскому искусству, позволило организовать на 4 часа официальную выставку альтернативного искусства в Москве, которую посетило несколько тысяч человек.

Начав свое существование как рупор свободы, плакат постепенно изжил свое значение и влияние в жизни советского человека, став олицетворением тоталитарного режима. Так Эрик Булатов на фоне свободного неба строит решетку из плакатной надписи «Слава КПСС», а Илья Кабаков покрывает стены арт-инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». При этом есть любители оригинального советского плаката, ассоциирующие идеальную картинку на плакате с жизнью в СССР. В любом случае, советский плакат — это огромная часть культуры советского государства, а значит ее стоит знать не только по смешным картинкам в интернете.

Хлеб - родине! 1962 г. Ливанова В Ливанова Т

Хлеб - родине! 1962 г. Ливанова В Ливанова Т

В. Викторов. КПСС. ВЛКС. 1978.

В. Викторов. КПСС. ВЛКС. 1978.

Слава КПСС, 1975 2005 годы Эрик Булатов

Слава КПСС, 1975 2005 годы Эрик Булатов

«Человек, улетевший в космос из своей комнаты» Илья Кабаков

«Человек, улетевший в космос из своей комнаты» Илья Кабаков

Очередь на 4-х часовую выставку

Очередь на 4-х часовую выставку

Будьдозерная выставка

Будьдозерная выставка

Будьдозерная выставка

Будьдозерная выставка

Статья опубликована пользователем. Чтобы поделиться своим проектом, написать новость или статью нажмите кнопку «Стать автором»

Интересные материалы