Атака на глаза: творчество Иштвана Ороса
Однажды
в пещеру к одноглазому циклопу Полифему пришел Одиссей и сказал, что его зовут Никто. После этого он проколол глаз циклопу, тот стал звать на помощь и кричать, что Никто проколол его глаз. Сбежавшиеся на шум циклопы решили что Полифем помешался и ушли. Так Одиссей победил монстра и убежал из пещеры.
Вдохновившись этим мифом, плакатист Иштван Орос взял себе псевдоним Utisz (никто).
Utisz. Главный герой поэмы «Одиссея», сражавшийся с Циклопом, назвал себя этим именем и выколол глаз монстра. Я полагаю, что плакат — это не что иное, как история про нападение Одиссея: атака на глаза. — Иштван Орос
Иштван Орос (1951 г.) — известный график, иллюстратор, плакатист и художник-мультипликатор. Он известен своими, невозможными объектами, оптическими иллюзиями, изображениями с двойным смыслом, анаморфозами и графикой, вдохновленной точными математическими расчетами и выполненной традиционными методами печати.
В его графических произведениях тонко переплетены исторические сюжеты, стилистические цитаты и игривая саморефлексия. Тема естественных наук, особенно геометрии и оптики, встречаются в большинстве его работ.
Он также обеспокоен теориями зрения, например, как гипотетические ожидания зрителя влияют на визуальное и эмпирическое восприятие пространственных конструкций. Изображая пространство, он экспериментирует с перспективой, парадоксами и иллюзиями. Геометрическое искусство Иштвана Ороса сравнивают с работами Эшера.
Биография
Иштван Орос получил диплом графического дизайнера в Университете искусств и дизайна в Будапеште. Одним из его учителей был изобретатель Кубика Рубика Эрни Рубик. После окончания учебы в 1975 году Иштван начал свою творческую карьеру в качестве театрального дизайнера и художника анимации. Позже, когда дизайнер увлекся плакатами, стал разрабатывать театральные, выставочные и киноафиши. Орош является постоянным участником международных художественных выставок, биеннале плакатов, симпозиумов и кинофестивалей. Кинорежиссер в киностудии Паннония в Будапеште, профессор Университета Западной Венгрии в Сопроне, соучредитель дизайнерского общества DOPP и венгерской ассоциации плакатов. Он был избран в альянс Graphique Internationale и Венгерскую академию искусств и литературы.
Плакаты
Плакаты Иштвана Ороса являются воплощением его графического языка. Добиваясь максимальной лаконичности и выразительности образа, он создает точные и емкие метафоры, понятные всем.
Если вы хотите создать плакат, попробуйте объяснить свою идею одним предложением, а затем попытайтесь уменьшить его, оставьте в нем фразы, атрибуты, пока у вас не сохранится только самое необходимое. Когда слова и буквы вам будут не нужны, плакат будет готов. — Иштван Орос
Анаморфозы
Анаморфозы — это такие изображения, которые можно рассмотреть только через оптические приспособления, например коническое или цилиндрическое зеркало. Техника впервые появились в эпоху Возрождения, а Иштван Орос возрождает эту традицию в наши дни.
Невозможный мир
Почти все изображения Иштвана прорисованы тщательно, до мельчайших деталей, благодаря чему глаз постоянно обманывается в зависимости от того, какая часть изображения исследуется. Например, в «Библиотеке II» (2014 год) человек рисует перед книжной полкой, глядя на высокое окно, но когда зритель рассматривает вверх, окно оказывается снаружи, обвитое пышным плющом.
«Шекспир» (1987) на первый взгляд мы видим широкоформатное изображение легендарного лондонского театра «Глобус», наполненного персонажами, однако, если посмотреть на картину под углом, вы увидите портрет самого Шекспира.
#100Плакатистов
Друзья, под этим хештегом буду делать публикации об известных и талантливых плакатистах мира. Присоединяйтесь к этому челленджу, если хотите рассказать о дизайнере плакатов, который вам близок и интересен.