Процесс восприятия и почему дизайнер должен это знать
Графический дизайн имеет несчётное количество определений. Самое обобщенное, а стало быть и самое приближенное к истине, говорит, что графический дизайн — это процесс “визуальной коммуникации”.
Не будем вдаваться в семантику термина “дизайн” (этому можно посвятить отдельную статью), а лишь разберёмся , что же такое “визуальная коммуникация” в сухом остатке ?
Вообще “коммуникация” — это процесс обмена информацией между двумя объектами. Целью этого процесса является обеспечение понимания объектами информации. Стоит заметить, что само понятие “информация” крайне обширно: информацией можно назвать как набор данных (строка “адрес” в визитке) , так и эмоциональный посыл ( красный цвет — цвет смелости, целеустремленности, власти, агрессии).
Что такое восприятие ?
Восприятие — это инструмент, связывающий человека с действительным миром. Всё, что человечество когда-либо узнало об этом мире, узнаёт и будет узнавать в будущем, возможно благодаря восприятию(в широком смысле этого слова) и именно это является основой познания — познание возможно только на основе восприятия. Это сложно переоценить, не так ли?
Согласно современному психологу Джеймсу Гиббсону, восприятие — это активный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается.
Механизм “визуальной коммуникации” состоит из двух уровней :
1. Перцептивное (первичное) восприятие
2. Когнитивный процесс
Перцепция — это чувственное восприятие окружающего мира, своего рода первичная реакция на информацию, которая пытается постучаться к вам в голову.Именно этому уровню присуще создание образов, первичных ассоциаций, передача настроения и “атмосферы”. Перцепция основана на наших с вами органах чувств:
Зрительные органы чувств — выделяют яркие формы в среде неярких, ощущение таких понятий как “контрастность, ритм, интенсивность, новизна”.
Осязательные органы чувств — основаны на тактильных, температурных и кинетических ощущениях. Тёплые ,тактильно приятные предметы располагают к себе и вызывают доверие.
Слух — существует на основе двух систем : фонематическая и ритмико-мелодическая системы.
Для понимания :
фонематическая — твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, месте образование участие небной занавески.
Ритмико-мелодическая — интонация.
“Вкусу никто не научит, его нужно развивать”
Наше сознание начинает работать.
Именно на этом уровне мы начинаем перелопачивать полученную информацию, интерпретировать её, выстраивать логические цепочки, обдумывать идею автора и т.д.
Самое интересное, что когнитивный процесс проходит через призму личностного опыта, что существенно затрудняет определение точек объективности в графическом дизайне. В абсолюте никто не даст точный ответ, касательно ваших дизайнерских решений. Единственное, что может приблизить к правде — исследование, позволяющее сделать статистическую выборку и определить ваш успех хотя бы в цифровом соотношении, но даже в этом случае ничто не отменяет проблему маркетинговых исследований :
“Проблема маркетинговых исследований, по моему мнению, заключается не в сборе данных, а в их анализе и интерпретации.”Пол Рэнд
На этапе когнитивной обработки информации мы начинаем понимать суть переданного сообщения : например, логотип на рынке строительных материалов, отчетливо говорящий о своей экологичности, будет воспринят соответственно, но при этом плохо идентифицироваться из-за тривиальности его формы.
Кстати, здесь стоит упомянуть о таком важном явлении, как “когнитивная нагрузка”.
Дэвид Эйри в своей книге “Логотип и фирменный стиль” рассказал об очень интересном эксперименте — он проиллюстрировал , что разные логотипы буквально “атакуют” его сознание со всех сторон. Он “встречал” логотип каждую минуту.Итог : 33 логотипа за 33 минуты. Дэвид Эйри “Логотип и фирменный стиль” Глава I
Возвращаясь к сказанному , можно понять, что наше сознание , в современном мире, буквально “штурмуется” со всех углов. Каждая вывеска, каждый текст хочет быть прочитанным.Но хотим ли этого мы ? Очевидно, что нет.Для того, чтобы не возникало своего рода “перегрузок”, нашей природой был заложен механизм , основанный на трёх видах памяти : сенсорной, рабочей и долговременной, предотвращающий нас с вами, уважаемые друзья, от “когнитивных нагрузок”.
Именно сенсорная информация фильтрует информацию и пропускает её в область рабочей памяти, где информация начинает уже обрабатываться, либо отбрасываться из-за ненадобности.К счастью этот процесс не находится в рамках “бессознательного” — мы сами вольны выбирать, что нас интересует в окружающем визуально-информационном поле.
Важно понимать, что когнитивный процесс возникает исключительно по собственной воле человека.
Теория “когнитивной нагрузки” лежит в основе высказывания :
— Хороший логотип должен быть таким, чтобы любой человек мог его по памяти от руки изобразить.— Это хорошо, если реклама не сразу понятна. Человек потратит время на понимание смысла и лучше запомнит такую рекламу.Из-за этих двух заблуждений на свет появилось больше плохих логотипов и плохой рекламы, чем из-за других заблуждений. § 160. Два соображения Ководство А. Лебедев
Резюмируя, можно выделить один из самых важных навыков графического дизайнера — умение обеспечить процесс визуальной коммуникации ,а значит и знание того, как проходит процесс коммуникации и восприятия.
Выделим основные тезисы :
1.Визуальная коммуникация — сложный процесс, состоящий из большого множества подпроцессов, которые зачастую неконтролируемы и лежат в зоне бессознательного мышления.
2.Любой когнитивный процесс проходит через призму личностного опыта.Наше сознание защищено от “когнитивных перегрузок”.
3.Понимание этого позволяет дизайнеру создавать по-настоящему качественные продукты, отбросив ненужности.