Швейцарский стиль в графическом дизайне
Интернациональный типографический стиль или швейцарский стиль появился и развивался в Швейцарии с 1927 г.
Безусловным и безоговорочным основателем швейцарской школы графического дизайна считается Ян Чихольд (1902-1974). Неординарная для своего времени личность, Ян родился в Германии, в семье художника и по совместительству — оформителя вывесок. Именно в семье он получил первые навыки ремесла и каллиграфии, впоследствии поступив в Лейпцигскую Академию графики.
![Ян Чихольд](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/34/7e/58/4ffee2cebd1.jpg)
Веяние модернизма в искусстве оказало сильное влияние на молодого Чихольда — уже в 1925 году в свет вышла его статья «Элементарная типографика», в которой описаны основные концепции нового стиля – простота, лаконичность и легкость восприятия. Весь арсенал графики оказался направлен на взаимодействие со зрителем, для этого использовались контрастные цвета, насыщенные рубленые шрифты, асимметричные блоки.
![1c046a46052.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/21/b1/bf/1c046a46052.jpg)
![ccf53e9593a.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/8a/ad/55/ccf53e9593a.jpg)
В своих работах представители швейцарской школы типографики используются гарнитуры без засечек. Так Ян Чихольд разработал шрифты — простые и удобные для чтения.
- Transit (1931)
- Saskia (1931/1932)
- Zeus (1931)
- Uhertype Grotesk (1933—1936)
- Sabon (1966/1967)
В 1935 году швейцарский стиль графического дизайна был подробно описан в очередной книге Чихольда «Полиграфическое оформление». Принципы, описанные более 80 лет назад, не потеряли актуальность и сегодня:
- Простота и функциональность
- Наличие свободного пространства
- Асимметричная расстановка блоков
- Читаемость (гарнитуры без засечек)
Рекламные тексты, выполненные в подобном стиле, хорошо привлекают внимание. Они устанавливают коммуникацию со зрителем и значительно повышают шансы, что текст будет замечен и (что важно) прочитан.
Не менее ценный подарок швейцарской школы — модульная сетка, которой сегодня пользуются абсолютно все графики.
Йозеф Мюллер-Брокманн, также основатель швейцарского стиля в своей книге «Grid Systems in Graphic Design» («Модульные сетки в графическом дизайне») изложил теорию об одном из наиболее популярных методов конструирования полиграфической продукции — модульной сетке.
![294a035cf68.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/7d/ab/7a/294a035cf68.jpg)
![511e8b7d10f.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/4e/2a/b2/511e8b7d10f.jpg)
![8e4929a65e1.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/2a/e4/b4/8e4929a65e1.jpg)
![8c796dbcd69.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/98/dd/43/88581e228a5.jpg)
![6eedbf11973.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/40/ca/ed/5c0c93f8146.jpg)
![c27bf408a4e.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/4b/3d/8a/cbf4efcd90b.jpg)
![0d1d988d921.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/d8/59/2e/0d1d988d921.jpg)
![8bc3018de1b.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/95/88/78/8bc3018de1b.jpg)
![e3bf213ecb8.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/b3/76/dd/1601103f7e4.jpg)
![ecb5a9358fb.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/73/a7/22/b6b4fa1b477.jpg)
![7aa81f987f2.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/7a/58/d9/7aa81f987f2.jpg)
![9e92a31694b.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/04/32/af/d6617159873.jpg)
Плакаты Йозефа Мюллера-Брокманна
До 50-х годов швейцарская школа графики попеременно набирала и теряла сторонников. Немалый вклад в популяризацию направления внес В. Хердег, главный редактор журнала «Graphis».
![44125964cde.png](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/8f/e4/51/44125964cde.png)
![e1c3633bbda.png](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/65/7c/b1/e1c3633bbda.png)
Журнал «Graphis»
На пик расцвета швейцарская графика вышла уже в послевоенные годы — когда европейская промышленность оправилась от ущерба и начала предлагать свою продукцию за границей. Швейцарский стиль идеально подходил для того, чтобы привлечь внимание многонационального потребителя. Одна из сфер, где международный стиль получил наибольшее развитие, стала фармацевтическая отрасль.
![dac5a362bcf.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/76/1f/55/dac5a362bcf.jpg)
![d146ef4b0bd.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/6f/15/8a/d146ef4b0bd.jpg)
![f8c9237fd4f.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/bf/8e/0d/f8c9237fd4f.jpg)
![f554c7b159c.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/ff/af/e7/f554c7b159c.jpg)
![f6e0edaf9eb.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/46/b9/5e/6a68c13ac92.jpg)
![c6e5899e8bd.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/05/df/94/9936d5283d0.jpg)
![1b2819d43c5.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/e5/f5/19/24a86979607.jpg)
>Швейцарский стиль в фармацевтике
Крупнейшие швейцарские производители лекарственных препаратов для создания своего фирменного стиля и упаковок обращались к выдающимся графическим дизайнерам, таким как Йозеф Мюллер-Брокманн, Карл Герстнер, Армин Хофманн, Жерар Ифер, Нелли Рудин, Йорг Хамбургер, Андреас Хис, Штефан Гайсбюхлер, Макс Шмид.
Helvetica — Гарнитура Хельветика (1957г. дизайнеры Макс Мидингер Эдуард Хоффман) самый популярный шрифт швейцарского стиля.
К 70-80 годам прошлого века стиль сменил вектор — часть дизайнеров (как З. Одерматт и Р. Тисси) добавили графике черты постмодернизма, другая часть (как В. Вейнгарт) встала на путь типографических экспериментов. Но и те, и другие сумели доказать, что графический дизайн — это искусство.
Одерматт и Р. Тисси
![4ce82cb08a7.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/20/b2/c5/4ce82cb08a7.jpg)
![b81aa7db75c.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/10/62/98/b81aa7db75c.jpg)
![a78e2aef2aa.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/f6/41/28/a78e2aef2aa.jpg)
![456f1b64d12.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/1c/2b/f6/456f1b64d12.jpg)
![924577fd956.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/59/dc/29/924577fd956.jpg)
![fbcc358b0be.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/22/8b/c8/fbcc358b0be.jpg)
![cc347ed5f0a.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/5f/b0/f6/cc347ed5f0a.jpg)
![ef9fa8d604e.jpg](https://cloud.pllsll.ru/1366x/pollskill/storage/50/e3/b0/ef9fa8d604e.jpg)
>В. Вейнгарт
Сегодня наработки мастеров швейцарской школы успешно используются в рекламе, Web-дизайне и разработке пользовательских интерфейсов различных электронных устройств. Самым близким потомком швейцарской школы можно считать современный Flat-дизайн. Перепробовав десятки направлений и использовав все открывшиеся возможности, дизайнеры вернулись к тому же, с чего начинали — к лаконичности, легко читаемым текстам и свободным пространствам.